Нор Лаед 8 лет спустя…
Подготовили Mirklin и КомандорКейс
Один раз побывав в Арене, захочешь зайти и второй... На третий раз уже затягивает надолго. Знакомо? Думаю, да, ведь многие из нас, зайдя первый раз в игру, сразу ее полюбили. На протяжении 8-ми лет Арена постоянно развивается, для игроков создаются условия для максимально приятного времяпрепровождения в игре. Еще 8 лет назад Арена начинала свой путь с 2D клиента, который многие среди нынешних игроков не застали. Не существовало тогда и расовых войн, персонажи разделялись по двум категориям: ПК и АПК, что значило убийца игроков и защитники, соответственно.

Спустя некоторое время, появился 3D клиент с совершенно новой, усовершенствованной графикой, красивыми персонажами. Многие до сих пор вспоминают былые времена, о том как качались в Садах, войны в ЗОО, никогда не останавливающуюся торговлю в городе Белого Камня, осаждаемые замки Морана, Нулу Кадара и Нор Лаеда, город Падших Ангелов и Кафе Макс, где чаще всего бегали ПК, великолепно обустроенные Вилла Гохи, Рамблер и ОнРу сити, на месте которых теперь находится Архарес, Охотничий Поселок, где водились злые волки. Узнать подробнее про прошлое Арены мы решили у ребят, играющих тут чуть ли не с момента основания проекта.
Расскажите, как и когда Вы узнали про Арену?
Эрешкигаль: Про арену узнала случайно, на работе коллеги в свободное время увлекались онлайн играми, вот в один из дней присоединилась к ним – они ушли из арены года три назад. Персонаж был создан 18 августа 2007.
Karvins: Играл пару месяцев в игру, похожую на бойцовский клуб или как-то так, однажды я ошибся адресом и зашел случайно
www.arеna.ru. Это была ночь на 13 июня 2005 года.
Verona: Мой друг рассказал при встрече, что его сын играет в Арену. Решила попробовать, понравилось, тут и осталась. 27 июня 2005 создала своего первого персонажа, до этого смотрела, как играет муж, играла его чаром (смеется).
Mambr: Это было в далеком 2006 году, мой лучший друг (а после и помощник, наставник в игре) Толик (Кислый Токсик) предложил мне посмотреть, что такое Арена. К тому времени (это был конец августа) он уже прокачал себе перса до 5-6 уровня. Я согласился, "перешел по нужной ссылке", так в мою жизнь вошла Арена, тогда я еще не знал, к чему это приведет...
Xpucmoc: В конце 2006, начале 2007 года. Искал в интернете российские ММО, по запросу в яндексе наткнулся на Аренку... с этого и начался мой путь в игре.
xxX Sasha Bard Xxx: Дело было в 2006 году. Один мой одноклассник рассказывал, что начал играть в одну очень интересную игру. Я от нечего делать тоже решил зайти и посмотреть, что она из себя представляет. На тот момент мой друг был уже 7-м уровнем, и я старался на него равняться. После некоторых стечений обстоятельств друг перестал играть, а я продолжил.
РонниМиллер: С миром Арены я познакомилась в далеком декабре 2005 года. Смотрела, как мой младший брат рубится в какую-то браузерку, высказала свое фи... Тогда он показал мне мир в пробной 3D-версии... Это было очень красиво, у меня захватило дух и я решила зарегистрироваться.
Игра на то время активно развивалась, но еще не было Тихого острова с системой подсказок, сложно ли было разобраться во всем? Какой Вы увидели игру, когда зарегистрировались? Что было для Вас самым трудным в те времена?
Karvins: Первые сутки были самыми трудными, тогда было 5 карманов в котомке и все. На сумку для 20 мест надо было набрать 150 ау, а с мобов падало по 2-5 ау. Когда я почти собрал сумму 150 ау, меня моб убил и половина денег выпала (тогда при убийстве чара часть денег выпадала), вот заново начал собирать, этого не забуду никогда (смеется).
Verona: Начинала играть на персах мужа, поэтому свой чар шагал по Арене уже вполне уверенно (улыбается). Самым сложным на тот момент для меня было взятие уровня грандмастера.
Mambr: Самым трудным (смеётся), хм… Ну, наверное, не трудным, а запомнившимся – я пытался, будучи вторым уровнем, попасть в замок, но, видно, время попадало так, что я нарывался на осады и меня постоянно убивали, а я кричал что хочу в замок (смеётся).
Xpucmoc: Сначала поиграл в 2D клиенте, побегал немного и вышел. Через пару месяцев решил еще раз посмотреть на Арену, скачал 3D-клиент, собственно, именно с этого момента игра меня и затянула в свои сети. Без Тихого Острова новые игроки сразу же окунались в мир игры, безо всяких предисловий и объяснений. Самым сложным было насобирать первые 100ау, первый квест давали на убийство мышек у БК, из которых выпадало по 1 ау.
Игроков было очень много, на каждую мышь набегало по несколько человек, в общем, это было незабываемо (улыбается).
xxX Sasha Bard Xxx: Я вам так скажу: когда не было Тихого Острова, я увидел игру такой, какая она есть на самом деле. У меня была возможность побегать по городам, встретить на пути множество ПК, увидеть топовых персонажей, красивых мобов, которые убивали меня с удара. Мне было к чему стремиться. Я видел лучших воинов, смотрел во что они одеты и так далее. Сейчас же эту прекрасную возможность отобрали у игроков. Что касаемо системы подсказок - она мне была не нужна. Даже будучи в слишком юном возрасте (в 2006 мне было 12-13 лет) я с легкостью разобрался в игре "методом тыка". Самым сложным в ней в те времена было найти друзей, которые помогут встать на правильный путь, покажут основные особенности игры. Но, к счастью, такие люди нашлись. Огромное спасибо Aroncold, DeMoLiSheR и MaNadGeR (Wolf of Odin).
РонниМиллер: Да, игра в те времена развивалась с бешеным темпом – минимум раз в неделю-две были обновы. Разбираться, что и где помогали другие игроки, да и я сама очень любознательная – каждый уголок обошла (улыбается).

Многие игроки не застали первый «вид» Арены, а именно 2D клиент, расскажите немного о нем?
Эрешкигаль: 2D клиент, если честно, не особо впечатлил, плоская игрушка – есть плоская, остались даже где-то, по-моему, скрины. Я попала в то время, когда 2D действительно был спасением, если были проблемы в 3D,
но к хорошему быстро привыкаешь и в 3D убегала, как только можно было. С нынешней Ареной, конечно, несравнимо.
Karvins: А что рассказывать, ходили 2D человечки, и все (смеется). Многие долго не могли привыкнуть к 3D и ушли даже из игры, и я хотел уйти, но пришлось привыкнуть.
Verona: Да, в общем-то, особо нечего рассказывать... Воспоминания вызывают лишь ностальгическую улыбку.
Mambr: Нравился или нет, не могу сказать, сравнивать 2D Арену и сегодняшнюю, это как сравнивать кусок жареной свинины и сладкий арбуз, очень хорошо помню как по локациям убегал от мишек и звал на помощь всех, скидывая в приваты свои координаты.
Xpucmoc: В 2D клиенте играл немного, как правило, запускал его для торга в БК. Причем пользовался им вплоть до его отключения... Очень жаль, что от него отказались. С нынешними Flash-технологиями можно было бы сделать очень качественный Flash-клиент для игры.
xxX Sasha Bard Xxx: К несчастью, мне не удалось полноценно оценить 2D клиент. Я начал играть сразу же после ввода 3D клиента.
РонниМиллер: Скажу по секрету, мне пришлось сначала играть в 2D клиенте, компьютер ужасно глючил в 3D-формате. Я не могу сказать, нравилось мне это или нет... Но это было прикольно, как персонажи двигались по монитору. После месяца игры в 2D, я попросила родителей как-нибудь модифицировать мой ноутбук... Мне нравится полная красота 3D: деревья, цветы, здания... Персонажи более фигуристые.
Раньше не было столько различных ежедневных квестов, но зато был один главный и любимый всеми ивент, на котором присутствовали практически все игроки от малых уровней до высоких –
«Осада Замков». Участвовали ли Вы в них? Чем отличались осады прошлых лет от сегодняшних?
Эрешкигаль: В осадах я начала участвовать года два назад и, в основном, потому что избранная в начале профессия контакта оказалась не моя, им я редко играла, но толпы людей во время осады старых замков на старой карте помню очень хорошо. Кланов тогда было гораздо больше, да и мультирасовые они были, поэтому было так много ярких моментов.
Karvins: Да, участвовал. Прошлые осады проходили таким образом: все шли по кругу к кристаллу и дрались там, или старались удержать и не пропустить в замок. Сейчас все совсем по-другому, но тогда тоже было интересно.
Verona: Как только достигла 15-го уровня, старалась не пропускать ни одной (смеется). Захват был сложным, поначалу не было профессии мага с возможностью практически мгновенного разбития кристалла, да и чары с удара не падали… Это было действительно интересно.
Mambr: Ну, про осады много рассказать не могу, так как в них я не принимал участия, но пару смешных (на мой взгляд) случаев было. Я был тогда еще в клане Северное Сияние и у нас в союзниках был клан другой расы. Будучи 16 уровнем, я бежал к кристаллу замка Нулу Кадар, меня, естественно, случайно снес союзник, после чего глава (Марс) меня долго уговаривал в скайпе не мстить, хотя что я мог как нуб сделать тогда топовому игроку. Но руки очень чесались хотя бы камушек запустить в него (смеётся).
Xpucmoc: Первый опыт попадания на осаду был забавным. Меня послали в замок по квесту, там как раз шла осада и мне не давали пройти туда (смеётся). Говорили: "Приходи после осады". Участвовать же в осадах стал уже будучи гранд-мастером и состоя в первом своем клане Мстители, а дальше в Снежных барсах. К сожалению, уже не помню, в каком союзе тогда состояли, но осады были интересные. Два часа непрерывного ПвП, было весело.
xxX Sasha Bard Xxx: Я посещал осады практически каждый день, начиная с 12 уровня. Ходил, умирал, смотрел, как воюют профи своего дела. Учился ПвП, наблюдая за такими как BloodGoGa и Vityaz (могу ошибаться в правильности написания). По правде говоря, было весело. Я даже как-то раз вкачал на своего персонажа 10 хаос и с помощью заклинания сила тьмы (-15%) разбивал кристалл Нор Лаеда, который охранял весь союз Альянс, на пару с If, будучи 25+5 уровнем.
РонниМиллер: Лично я не присутствовала на таких мероприятиях - уж слишком маленькая была (даже для тех времен). Да и меня больше интересовал крафтинг. Всегда хотелось помогать другим игрокам.
Какие еще развлечения, помимо осады, были у игроков?
Эрешкигаль: Помню, много качались за Рамблером, где были големы, забавно выглядел бывший тогда Бродячий Лес, за Городом Светлых народ бегал... С чаров тогда сыпались ау при убийстве, так что охотников за головами было полно.
Karvins: ПК – их тогда осуждали очень многие. Некоторые создавали мультов и ПКашили, а так были порядочными гражданами Арены.
Verona: Основным развлечением и главным плюсом и отличием Арены от других игр всегда являлось общение. Ну и... Ловля ПК (смеется).
Xpucmoc: Помимо осады был кач, в то время он был намного сложнее, нежели сейчас, в любой момент могли прийти ПКашки, либо игроки из воинственного союза... Бои шли практически на всех локациях.
xxX Sasha Bard Xxx: О других развлечениях... Я даже и не знаю, что сказать. Те же самые рейды локаций, ПвП возле Рамблера и Кафе Макса и так далее.

Помните ли Вы первые кланы Арены, какими они были? Состояли ли Вы в каком-то из них? Какие кланы Вы могли бы назвать легендой и почему?
Эрешкигаль: Помню Эволюцию, Тьма, ну как же без БВшек (смеется), я очень долго была одиночкой, предпочитала играть с людьми, а не кланами. Легенду делают не кланы, а люди, которые их создают, яркая личность с идеями, которые еще никто не реализовал, обычно остается в памяти, ну а такой лидер и привлекает людей в клан. Порой он уходит, если уходит и слава, остается только легенда. Такими кланами, например, были Эволюция, Тигры, Небесная Гвардия.
Karvins: Помню, самый сильный клан администраторов был – Телохранители, там был Тори – это был 2006 год, в конце 2005 - начале 2006 г самый сильный был БВ. Я был в каком-то клане летом 2005, не помню название, какой-то проклятый паладин или как-то так, потом был без клана долго. В начале 2006 года пригласили в БВ, потом летом того же года БВ развалилось и осенью или в конце лета я стал главой.
Verona: Вспомнить несложно, одним из первых кланов Арены вообще и моим в частности был БВ (смеется), ну и конечно знаменитые Телохранители – самый сильный клан, впоследствии именно из них создалась Гвардия. Наемы... В общем-то, они тогда уже были, но являлись кланом незначительным, сейчас уже легенда, безусловно.
Mambr: Конечно, помню, первый клан как я и говорил выше – это Северное Сияние, очень веселый, добрый и мирный клан, помню даже, будучи в нем, я спокойно бегал по локациям с девушкой из Наемников и при выходе из клана очень удивлялся, почему Наёмники меня стали бить. Потом был клан Вольные Эльфы, под предводительством Фарды.
Туда я тоже попал не без юмора, мне Токс дал поносить свой шмот, и я попросился к волкам, так Фарда сомневался, брать ли меня в клан, не мульт ли я Кислого Токсика, и не собираюсь ли я шпионить (смеется).
А сейчас я в БВ, и, честно говоря, не представляю себя в другом клане, хотя из-за дружбы с варваром (Токсом) Карвинс тоже не сразу был согласен меня принять, но, я думаю, он не жалеет о сделанном выборе.
Xpucmoc: В этом вопросе, наверное, не буду оригинальным, если отвечу, что легендарными кланами Арены являются Эволюция, Тигры, НО, НГ, БВ, Элита, Пламя Небес (это отдельная история), пожалуй, еще Наемники, хотя на тот момент они еще не набрали ту силу, которой стали в последующие годы. Из этих кланов меня звали в свое время в НГ (Вредная зазывала), но состоял я только в БВ (и ныне там). Самые топовые игроки состояли именно в этих кланах, практически ни один "ПвП-замес" без них не обходился.
xxX Sasha Bard Xxx: Конечно же, помню. Элита, Святая Инквизиция, Тамплиеры, Беспощадные Воины, Тигры, Эволюция, ранние Наёмники (при сумухаре), Небесный Горнизон и многие другие. По своей сути, каждый клан Арены являлся или же является её легендой. В каждом клане есть выдающиеся бойцы или же просто прекрасные люди, которые создают о своём клане лишь положительное впечатление. Каждый клан в той или иной степени прославился. Кто-то доблестным делом, кто-то своим мастерством, кто-то несусветным онлайном, кто-то своим умением вывести из себя (привет ПК кланам) и так далее. Говоря о легендах Арены, можно сказать очень многое, но всё весьма относительно.
Если интересует, в каких изначально кланах был я, то это: La Fortune, Огненные Скорпионы, Хранители Равновесия.
РонниМиллер: Название своего первого клана я сейчас и не вспомню, помню только, что мы дружной компанией собирались по субботам в парке в Марьино. Я очень благодарна ребятам за то, что научили меня "основам" игры.
После этого я не играла около года и, когда вернулась, попала в дружный клан Цитадель. К сожалению, глава клана Дима Засовец покинул проект, руководство клана перешло на плечи заместителей. После одного неприятного конфликта, клан распался. Я очень люблю тех людей, с которыми там познакомилась, и стараюсь поддерживать с ними связь. Я рада, что хотя бы с некоторыми из них мне довелось встретиться лично – это очень хорошие люди, на которых можно положиться и в реальной жизни.
Благодаря мужу я познакомилась с кланом Ночные Отшельники. Хорошие ребята и девушки. Дружная команда, которая поставила себе цели и упорно двигается к ним. На данный момент я созрела для своего собственного клана. И вот я на одну ступеньку ближе к своим поставленным задачам в Арене.
Какое из Ваших достижений в игре Вы считаете самым важным (главным), сложным для Вас?
Эрешкигаль: Нет ничего невозможного, если человек поставит себе цель, сложность – дело времени, было бы желание. Сложнее было удержаться и не уйти, когда в позитивные привычные вечера врывались обновления, и многое приходилось начинать сначала.
Karvins: Успехи в торговле. БВ никогда не сдавались, годами воюем, бывают трудные моменты, но выход из положения всегда есть. Не дал умереть БВ – вот мое достижение.
Verona: Я стала первой гранд-леди Арены (улыбается). Сложный кач, трудная гонка... Первой стать было нелегко.
Mambr: После первого бана я научился соблюдать правила.
Xpucmoc: Взятие Великого у своего лучника. Как говорил выше, кач был медленным и качаться спокойно никто не давал.
xxX Sasha Bard Xxx: Лично для меня это то, что я поспособствовал развитию клана ХР и расы варваров в целом. Ведь на момент, когда мы всем клану сменили расу с имперцев на варваров, за них никто не играл. Фракция была на нуле.
РонниМиллер: Конечно, в первую очередь, создание своего клана.
Еще, конечно, я считаю своим достижением работу в ГДД. Мне нравится помогать людям и работа дала мне прочувствовать мир Арены с другого ракурса, хоть и не на долгое время. Сложным было всегда найти подход, компромисс, который удовлетворял бы всех...
Какие моменты (или год) в игре были для Вас самыми лучшими? Какие события особенно запомнились?
Эрешкигаль: Смену карты точно никогда не забуду (шутка), добиваюсь я почти всего, чего хочу, самый яркий, наверное, все-таки последний год. Ну и конечно, как я могу забыть, как познакомилась в Арене с моим мужем.
Karvins: Слишком много чего было, не могу выделить. Победы над другими кланами, союзами, также торговля была очень интересная в 2006 – 2008 годах. Помню, за один день, – это была суббота, тогда торговля была намного лучше, – я заработал 1000 платиновых монет, вот это запомнилось (смеется). Заработал за время с 8 утра до полуночи – чистый доход был 1000 платины!
Verona: Мои многочисленные "замужества" (смеется).
Mambr: Хм, год, наверное, 2008, в этот год я вернулся в Арену после двух лет отсутствия, события... Я встретил здесь свою реальную любовь.
Xpucmoc: 2007 год... Познавание мира Арены, ПК, союзы, войны за крафт... Покупка первых артефактов +1 и +2. Именно эти моменты были для меня самыми запоминающимися в игре. Еще, пожалуй, 2008 год, когда начал делать первые ролики по игре, но это уже не относится к игровым моментам.
xxX Sasha Bard Xxx: 2009 год. Вечное противостояние Наёмников и ХР, бессонные ночи, увлекательное ПвП (улыбается).
РонниМиллер: Лучшим, наверное, был время после четырёх лет в игре... Время, когда я стала уделять Арене больше времени. Моментов очень много, радует тот факт, что их могу вспоминать вместе с друзьями, которые до сих пор остались в проекте. Еще очень главным для себя считаю встречи ареновцев в реальной жизни – это действительно те события, которые сближают людей (улыбается).

Какие изменения игры были самыми значительными, на ваш взгляд?
Эрешкигаль: Кроме карты, к которой, я думаю, все привыкли, это, конечно, расконфликт.
Karvins: Думаю, 18-й ап и переход на 3D.
Verona: 18-й ап и появление расконфликта.
Mambr: Арена всегда меняется, если бы не изменения – это была бы не наша любимая игра, так что каждый ап "ждем с замиранием сердца".
Xpucmoc: К сожалению, как и для многих старых игроков, изменение было одно, самое главное и со знаком "минус" – это 18-й ап. Но, это лично мое мнение, ностальгия по "старой Аренке" не более того. Из положительных, введение квестовой системы (раньше их практически не было), новых локаций.
xxX Sasha Bard Xxx: Самым значительным изменением был 18-й апдейт. Ввод расового баланса и прочее. Хороший это шаг или нет, судить не мне. Но, лично я думаю, что это большая ошибка и игра смотрелась бы куда лучше, если бы в Арене были лишь две противоборствующие фракции.
РонниМиллер: Изменений в мире Арены было много, на мой взгляд, более запоминающимися были: удаление 2D – клиента (я надеюсь, что его вернут для iPad), расовый конфликт, изменение карты, повышение максимального уровня и изменение системы "Башня".
Что бы Вы хотели пожелать проекту? Игрокам?
Эрешкигаль: Игрокам побольше терпения и доброжелательности к окружающим, а проекту ввести должность профессиональных штатных консультантов психологов, которые анонимно и скрытно от всех будут находиться в кругу игроков и прогнозировать, отслеживать, как молодежь откликается на изменения в самом проекте.
Karvins: Игрокам – не забывать, что это игра, и мы все играем в войнушку, не смешивать реальную жизнь и виртуальную. Проекту желаю жить вечно! (смеется)
Verona: Проекту дальнейшего развития, а игрокам не забывать, что это все-таки лишь игра и быть более терпимыми друг к другу.
Mambr: Аренко, живи и процветай, ребята, будьте добрее и уважительнее к друг другу, и к Админам (смеётся).
Xpucmoc: Игрокам – побольше сдержанности, к сожалению, в последнее время все обсуждения скатываются к банальным оскорблениям, ну, и получать удовольствие от игры. Проекту – отметить 2020 год вместе с игроками (улыбается).
xxX Sasha Bard Xxx: Проекту я пожелаю не останавливаться на достигнутом. Внутри было множество споров о том, стоит ли продолжать развитие проекта, если в него не приходят новые игроки. Ведь на самом деле, в Арене за многие годы можно наблюдать одних и тех же людей. Я считаю, что нужно продолжать развивать наш игровой мир. Что-то изменять, вводить что-то новое. Новые ивенты, новые квесты... Арена будет жить до тех пор, пока в неё играют уже привыкшие к игре люди. Пусть их будет хоть 50 человек. Но для этих 50-ти человек она будет "вторым домом", где им будет приятно проводить время. Новичкам проекта я хочу пожелать удачи на предстоящем долгом пути. А "бывалым" игрокам – терпения (улыбается).
РонниМиллер: Проекту пожелаю дальнейшего развития в индустрии онлайн игр и побольше прислушиваться к мнению игроков.
Команде ГДД – терпения и взаимопонимания со стороны коллег и игроков.
Игрокам хотелось бы пожелать усидчивости, спокойствия и наслаждения от игры, ведь не смотря ни на что, вы все еще в проекте, и поставили себе определенные цели – желаю вам добиться их в ближайшее время! А так же хорошего кача, удачного ПвП и сладкой мести (улыбается).
